Междуцарствие: 1610 -1613

Минин призывает нижегородцев на защиту отечества
(Гравюра “Минин призывает нижегородцев на защиту отечества”.)
Для переговоров   по случаю избрания Владислава в   цари, к   отцу его были отправлены лучшие русские люди, между ними митрополит   Филарет. Но король не отпустил   сына в   Москву, он   хотел   присоединить Московское царство к   Польше. Русских   послов  , а также и низведённого царя Василия Шуйского, Сигизмунд   отправил   в   Польшу в   плен  , а сам   продолжал   осаду Смоленска и, наконец, взял  его. Между тем   польские отряды уже сидели в   Москве, впущенные туда самими боярами, а Новгород   захватили шведы. Тогда монахи Троице-Сергиевой лавры стали рассылать грамоты во все концы России и увещевали народ   спасти православную веру и отечество от   поляков   и католиков  . Народ   откликнулся на призыв   святой церкви. В   Нижнем  Новгороде (на р. Волге) городской голова Косьма Минин   Сухорук   первый подал   пример   любви к   родине. „Продадим   имущество, заложим   жён   и детей и выкупим   отечество,” сказал   он   нижегородцам  . Жители тотчас   снесли па площадь кто что мог  : одежду, обувь, съестные припасы, деньги и проч. Кто владел   оружием  , все стали в ряды воинов . Другие города и области спешили прислать в   Нижний свои рати и казну. Так   составилось земское ополчение: из   горожан  , крестьян  , помещиков  . Предводителем   его был   избран   князь Пожарский, уже раньше бившийся с   поляками и тем   доказавший свою любовь к  отечеству.

О нижегородском ополчении узнали в  Москве. Поляки и русские изменники-бояре встревожились; последние приступили к патриарху Гермогену с требованием, чтобы он велел войску разойтись по домам. Но патриарх отвечал: „Да будут благословенны защитники веры и отечества! А вы, изменники, будьте прокляты!” За это изверги уморили старца голодом.

Земское войско прибыло к  столице, в  которой крепко засели поляки. Москву уже осаждали казаки. Но это был народ  ненадёж­ный, казаки грабили и чужих, и своих. Нижегородцы осадили Москву с другой стороны. Казаки ненавидели их  и отказывались помогать. Отбив одно укрепление у поляков, казаки опять оставляли его врагам. Когда к осаждённым прибыла помощь, королевское войско, князь Пожарский не мог отбить его от Москвы, а казаки только смеялись и согласились помочь ему лишь после  долгих просьб. Наконец, они прямо заявили, что не хотят продолжать осаду. Тогда монахи Троицкой лавры прислали им священные сокровища церкви (золотые сосуды, ризы, унизанные драгоценными камнями). Суровые казацкие сердца были тронуты поступком монахов, и казаки обещали продолжать  осаду Москвы. Между тем осаждённым в Кремле  (часть города, обнесённая каменными стенами) уже нечего было есть : запасы истощились, лошадей переели, с голоду принялись за людей. Наконец, поляки должны были выйти из Москвы и удалиться из русской земли.
Троицкая лавра
(Гравюра “Троицкая лавра”.)

Так Москва была спасена, а вместе с нею были спасены и православная вера и всё отечество. Теперь оставалось только выбрать царя. Но для этого нужно было, чтобы новый царь был природный русский и люб (мил) всему народу. Итак, созвали Великую Земскую Думу, т. е. выборных со всей русской земли и от всех людей, чтобы рассудить о том, кого выбрать в цари. Духовенство, бояре, народ, воины и казаки желали видеть на Московском престоле молодого Михаила Фёдоровича Романова, сына митрополита Филарета. Романовы были родственниками царицы Анастасии Романовны, любимой супруги Ивана Грозного, оставившей добрые воспоминания в народе.

Однако ни новоизбранного царя, ни отца его не было в Москве. Митрополит Филарет. томился в плену у польского короля Сигизмунда, а сын жил близ г. Костромы (на р. Волге), в одном монастыре. Между тем поляки прослышали об избрании Михаила и хотели убить его. Одна шайка их была уже близка к цели. Еще одна ночь ходьбы, и они напали бы на монастырь, никем незащи­щенный и не ожидавший нападения. Но дорогою, в одной деревне, им попался проводник, крестьянин Иван Сусанин, который завёл врагов в лес и водил их там целую ночь; за это они убили его, а потом и сами погибли от  холода. В  это время Михаил Фёдорович был уже извещён об опасности и принял меры для своей защиты. Так царь былъ спасён. Это было зимою 1613 года.

https://zinaida.mamchenkov.net/blog/archives/1504

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *