Екатерина Корнаро Венета – последняя королева Кипра

дворец Катарины Катарина 1

В Венеции у меня оставалось одно важное  дело: мне нужно было взглянуть на дворец, принадлежащий семье Корнаро. Я знала, что он находится на Гранд-канале, но на практике найти его оказалось не так просто. Дело в том, что в Венеции невозможно пройтись по набережной вдоль канала, потому как дворцы отделены друг от друга водой. Раньше считалось престижным, когда владельцы дворцов прибывали к парадному въезду на гондоле, в то время как прислуга входила с чёрного входа, попадая в дом через бесконечные улочки, связанные мостиками.
Табличек на домах-дворцах практически нет, поэтому я просто обратилась со своей просьбой к одному итальянцу, спешащему на работу. Мужчина, откликнулся на мольбу о помощи в моих глазах и  помог мне найти дворец Корнаро, семьи Екатерины Корнаро Венета – последней королевы Кипра, судьба которой меня взволновала.
Знакомясь с историей Кипра, которая насчитывает более десяти тысячелетий, и читая о том, как он переходил из рук в руки завоевателей, меня заинтересовал один факт, вернее его формулировка: «…последняя королева Кипра, Екатерина Корнаро…уступила остров Венеции, после чего Кипр стал частью Венецианской республики». С какого это перепуга, удивилась я? Глядя на портрет этой статной дамы ,уж никак не заподозрить ее в отсутствии ума. И я оказалась права: именно с перепуга! Бедная женщина, мне ее искренне жаль!

Для ориентации в историческом пространстве, отступлю в своем рассказе на несколько веков назад до описываемых событий. В 1191 году английский король Ричард Львиное Сердце захватил Кипр, как стратегически важный объект для снабжения войск, принимающих участие в крестовых походах. Надо сказать, что на протяжении многих веков все завоеватели вывозили с острова медь, древесину, оливковое масло, пшеницу, вино и прочие сельскохозяйственные продукты. Однако Ричарду стало сложно контролировать остров и через год, он решил продать его рыцарям – тамплиерам. Но и те отказались от него после того, как там произошло восстание. И тогда Ричард продал Кипр французскому дворянину Ги де Лузиньяну, который стал основателем королевской династии на Кипре.

Практически 300 лет (1192-1489)  франки правили на острове, и за это время Кипр стал важным центром торговли Средиземноморья. Но природные катаклизмы, гражданские войны, голод и чума подорвали экономику страны, и совсем уж тяжко пришлось последнему королю из династии Лузиньянов Джакобу II. Парню было всего 22 года, когда он вступил на престол, и ему очень помогла постоянная поддержка одной из самых влиятельных семей Венеции Корнаро, которая ссужала огромные суммы в золоте на нужды королевства. Бедный юноша, рожденный на столетие раньше Шекспира, не читал его строк: «В долг не бери и не давай взаймы, легко и дружбу потерять и деньги!» … Что деньги, речь шла о жизни, но не буду забегать вперед… .

Семья Корнаро восходила к древнему роду римских патрициев, насчитывала более тысячи лет, была очень богата и влиятельна. Неудивительно, что когда у Марка Корнаро, венецианского аристократа и дипломата, чьи финансовые и торговые интересы охватывали почти всё Средиземноморье, подросла дочь Екатерина, возникло желание выдать ее замуж за молодого короля Кипра.
Как гласит трогательная история, однажды, в присутствии Джакоба II, дядя Катерины случайно уронил миниатюру с портретом своей племянницы, и увидев портрет прелестной молодой девушки, король был так очарован ее красотой, что решил сделать ее своей супругой и королевой Кипра. Справедливости ради, надо сказать, Катерина, как дочь знатного и древнего рода воспитывалась в соответствии с традициями: строго и скромно, а с 10 лет девушка была отдана в Бенедиктинский монастырь Cв. Урсулы в Падуе – учебное заведение для девочек высшего сословия того времени.
Итак, в июле 1468 года в Венецию прибыл полномочный посол короля Кипра Джакоба II де Лузиньяна, просить руки Екатерины. И вот тут начинается самое интересное.
Сенат Венеции воспринял предложение короля как дело государственной важности, и придумал хитрый ход, как наложить свою ручку на выгоду от предстоящего брака. Сенат официально объявил Екатерину дочерью Святого Марка, покровителя Венеции, и даже дал ей новое имя Екатерина Венета.
И это меняло все… Отныне, если Джакоб, обвенчавшись с Екатериной умрет без законных наследников, его вдова наследует королевство. Если Екатерина умрет, не вступив вторично в законный брак с представителем другой королевской семьи, и не имея законных наследников, то республика Венеция, формально являющаяся ее ближайшим родственником, сможет заявить свои права на Кипр. Вот так молодой король попал в ловушку: теперь он и его семья стали на пути Венеции в обладании Кипром. Четыре года после обручения он оттягивал с венчанием, но Венеция сделала все возможное, чтобы этот брак состоялся. Кстати, даже местные священники были удивлены подобной предприимчивостью Сената. Как заметил Туринский епископ , что он нигде не читал о том, чтобы «святой евангелист Марк имел дочь».
Через год после свадьбы, в июле 1473 года, молодой король отправился на охоту, а после, во время королевского ужина, у него случился приступ желудочной колики. При нем были дядя и кузен Екатерины, которые повели себя при этом очень странно: изолировали умирающего короля и не подпускали к нему никого до прибытия на Кипр адмирала Венеции, который, «случайно» в это время находился с венецианским флотом рядом с Кипром. Умирающий король успел изъявить свою последнюю волю, оставив королевство в руках Екатерины, и объявив законным наследником своего будущего ребенка. Причиной смерти официально была объявлена дизентерия.

Спустя почти два месяца после смерти супруга, Екатерина родила сына – Джакоба III.. Ее маленький сын был коронован в возрасте нескольких месяцев. А в помощь 19-летней королеве из Венеции прислали консулов, к которым фактически и перешла вся власть. Но и на этом они не остановились. Маленький сын Екатерины умер накануне своего первого дня рождения от приступа малярии. Екатерина обвинила в смерти своего сына консулов, которые не позволили ей увезти больного ребенка в Никосию, для оказания необходимой помощи.
Вот так молодая женщина за год лишилась и мужа, и сына. Она стала искать выход из создавшегося положения через брак с кем-либо из королевских домов Европы. Как только Сенат узнал об этом, он принял решение вынудить её к отречению от престола. Ей предлагался простой выбор: если она осуществит добровольное отречение, то проведет остаток дней в славе, и всегда будет почитаться, как великая дочь Венеции. Если откажется, то Сенат обвинит ее в предательстве интересов Республики, силой сместит с престола и примет на себя управление островом, как законный правопреемник. Что оставалось бедной женщине? Вот что оказывается, стоит за фразой : « …уступила остров Венеции…».

Остаток жизни Екатерина провела в поместье в Венеции. Но мысль о возвращении на Кипр не покидала ее. И когда Сенату стало известно, что Екатерина начала предпринимать к этому некоторые действия, у нее приключилась внезапная трехдневная болезнь желудка, после которой она скончалась.
Вот такая история.
Катарина

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *